Марочник сталей. СЧ25
Марка: СЧ25 | Класс: Чугун серый |
Использование в промышленности: для изготовления отливок |
Химический состав в % чугуна СЧ25 | ||
C | 3,2 - 3,4 | |
Si | 1,4 - 2,2 | |
Mn | 0,7 - 1 | |
S | до 0,15 | |
P | до 0,2 | |
Fe | ~93 |
Свойства и полезная информация: |
Твердость материала: HB 10 -1 = 156 - 260 МПа |
Механические свойства чугуна СЧ25 при Т=20oС | |||||||
Прокат | Размер | Напр. | σв(МПа) | sT (МПа) | δ5 (%) | ψ % | KCU (кДж / м2) |
250 |
Физические свойства чугуна СЧ25 | ||||||
T (Град) | E 10- 5 (МПа) | a 10 6 (1/Град) | l (Вт/(м·град)) | r (кг/м3) | C (Дж/(кг·град)) | R 10 9 (Ом·м) |
20 | 1 | 50 | 7200 | |||
100 | 10 | 500 |
Механические свойства чугуна СЧ25 (и серых чугунов): В целом наблюдается закономерность, чем меньше графита, мельче и благоприятнее по распределению его включения, дисперснее перлит, мельче эвтектическое зерно, тем выше его свойства. Однако если σв, T-1, тв, ψ зависят как от графита, так и металлической основы, то Е — главным образом от графита, а НВ — почти полностью от структуры металлической основы. Малая чувствительность серого чугуна к надрезам иллюстрируется следующими данными по сопротивлению усталости чугуна при вибрации:
Для различных групп отливок путем варьирования содержания химического состава основных элементов и легирования чугуна небольшими добавками обеспечивают комплекс оптимальных эксплуатационных свойств. Так, для блоков цилиндров карбюраторных двигателей чугун легируют Сr (0,2— 0,5 %) и Ni (до 0,2 %), а для автомобильных дизелей дополнительно Сu (0,2—0,4 %). Необходимые свойства для тракторных двигателей обеспечивают повышенным (до 1,4%) содержанием Мn.
Гильзы карбюраторных двигателей изготовляют из чугуна СЧ25 с обычным (0,14%) и повышенным (0,17— 0,22 %) содержанием фосфора.
Для ребристых цилиндров двигателей воздушного охлаждения используют чугун, легированный Sb (0,5— 0,08%), Сг (0,4—0,6%) и Ni (0,1— 0,3%) или Ni (0,65 %) и Р (0,65— 0,75 %).
В станкостроении для повышения твердости средних по развесу отливок наряду с модифицированием чугуна FeSi и SiCa применяют ковшевое легирование Си (0,3—0,4 %) и Сr (0,2—0,3 %).
При толщине стенки более 15—20 мм используют легирование Сu (0,8—1,0 %) и Сr (0,3-0,5 %). Для средних и тяжелых отливок, в которых допускается наличие в микроструктуре карбидных включений, применяют комплексное легирование чугуна Мо (0,3-0,8 %), Ni (0,7-1,2 %) и Сr (0,2—0,6 %). В отдельных случаях для повышения твердости применяют легирование В (0,04 %) совместно с Сu (0,4—0,6 %) или Ni (0,5—0,6 %).
Найти металлопрокат СЧ25